+7 (495) 902-70-01

Дизайн-код города – описание, назначение, особенности

Дизайн-код города – описание, назначение, особенности
Понятие “дизайн-код города” появилось в России только 10 лет назад, но сегодня является одним из ключевых эффективных инструментов создания безопасной и благоприятной городской среды. Дизайн-код включает в себя правила размещения и внешнего оформления вывесок, уличной мебели, нестационарных торговых объектов (НТО), входных групп коммерческих помещений и элементов навигации.

По сути дизайн-код – это документ, наглядная инструкция, как правильно внедрять конструкции и объекты в облик города, чтобы сохранить его культурно-историческую идентичность и целостность архитектурного наследия. В большинстве городов России долгое время застройщики и предприниматели не следовали единому дизайн-коду, поэтому многие улицы пестрили не сочетающимися между собой вывесками, часто закрывающими окна и декоративные элементы зданий. Все это создавало ощущение хаоса, из которого человеку хотелось поскорее сбежать. Дизайн-код призван очистить городское пространство от визуального "мусора", вернуть городу его истинный вид, создать комфортные и безопасные условия для жизни и отдыха горожан.


Особенности разработки дизайн-кода города


Дизайн-код создается под определенный город с учетом его истории, местного колорита и культурного наследия. Несмотря на то, что многие российские города похожи между собой своей типовой архитектурой, использовать один полностью идентичный дизайн-код для нескольких населенных пунктов невозможно, поскольку при его составлении учитывается не только культурно-исторический контекст, но и климатические условия, также формирующие городскую среду. Перед разработкой кода детально рассматриваются особенности города, его достоинства и проблемы. В обязательном порядке изучаются нормативно-правовые акты региона. Такой подход позволяет разработать регламентированный дизайн-код. Новые правила также вносят в действующие акты, чтобы таким образом призвать общественность применять их в жизни.


История возникновения дизайн-кода в России


История дизайн-кода в Российской Федерации началась со столицы в 2013 году, когда “Студия Артемия Лебедева” совместно с ГБУ «ГлавАПУ» представила разработку концепции размещения вывесок для 11 столичных улиц. Благодаря этому проекту удалось избавиться от лишней пестроты и визуального шума в Москве. Столица стала примером для многих российских городов, в которых сегодня активно реализуются дизайн-коды. В 2015 году дизайн-код начали активно внедрять в Воронеже, в 2017 году – в Саратове, с 2019 года они применяются в Тобольске и Иваново, а с 2022 года полноценное внедрение происходит в Нижнем Новгороде. В 2022 году также был представлен уникальный дизайн-код для арктических поселений. В этом году планируется реализация во многих туристических центрах: Алупке, Екатеринбурге, Казани, Улан-Удэ и Калининграде.


Дизайн-код на примере Москвы


Как упоминалось выше, «Студия Артемия Лебедева» вместе с ГБУ «ГлавАПУ» создала проект дизайн-кода для столицы в 2013 году. Он представлял собой концепцию и мануал по оформлению и способу размещения рекламно-информационных конструкций. Дизайнеры предложили несколько вариаций вывесок для зданий, находящихся на центральных улицах. Код был разработан с целью улучшения внешнего облика центра и упрощения процесса установки конструкций. Благодаря этому проекту московские центральные улицы значительно преобразились. На смену кричащим вывескам в разной стилистике пришли лаконичные конструкции, совершенно непортящие здания.
Прогуливаясь по Большой Дмитровке, Кузнецком Мосту, Большой Садовой, Воздвиженке, Петровке, Рождественке, Тверской, Новому Арбату, 1-й Тверской-Ямской, Камергерскому или Столешникову переулку, вы видите вывески нового образца. За последние годы вывески на 7000 московских зданиях были заменены в соответствии с дизайн-кодом.

Москва.png


Создание дизайн-кода на примере Ижевска


В сентябре 2018 года в Ижевске началось внедрение дизайн-кода, представленного лабораторией креативных технологий “UP!space”. Изначально новые правила распространялись только на центральный (исторический) квадрат столицы Удмуртии, где предприниматели должны были привести в порядок вывески, а с середины 2019-го эти требования являются обязательным и для других районов города. К сожалению, в Ижевске внедрение происходит довольно медленно. Многие представители малого бизнеса не понимают ценность такого ребрендинга и не очень хотят за него платить. Активные изменения в облике города стали заметны после введения штрафов за несоблюдение нововведений и активного содействия муниципальной полиции в этом процессе.

Ижевск.png


Дизайн-код на примере Иваново


Дизайн-код Иваново был презентован в 2019 году. Разработкой проекта занималось ведущее российское консалтинговое бюро «Стрелка». После утверждения документа в апреле началась поэтапная реализация проекта. На первом этапе были приняты изменения относительно вида вывесок и принципов их размещения. Допустимые габариты конструкций зависят от категории улицы. В Иваново все дороги и улицы разделены на пять категорий.
Второй документ, принятый в декабре 2019 года и ознаменовавший начало следующего этапа реализации проекта дизайн-кода, закрепил правила размещения и оформления НТО. Ивановские предприниматели могут использовать только монохромные цвета в серо-оливковой и коричнево-бежевой гамме для отделки своих киосков и павильонов. В рамках проекта НТО могут быть обшиты гладкими фасадными панелями или металлическими листами.

Иваново.png