Арт-объекты

Внедряем эстетические и функциональные решения
Цена по запросу
Light arch-3,9-4,2
МатериалСталь, Ст3
H, м3, 903
Световой поток, Лм8400
Цена по запросу
Graffiti cube
МатериалМеталл
Цена по запросу
Twigs
МатериалМеталл
Цена по запросу
Graffiti
МатериалМеталл
Цена по запросу
The fifth element
МатериалМеталл
Цена по запросу
Honeycomb
МатериалМеталл
Цена по запросу
Globe
МатериалМеталл
Цена по запросу
Sphere
МатериалМеталл
Цена по запросу
Light ring
МатериалМеталл
Цена по запросу
Literary cube
МатериалМеталл
Цена по запросу
Whales
МатериалМеталл
Цена по запросу
Arch
МатериалМеталл
Описание

Малые архитектурные формы в урбанистической среде

Искусство в городе, право на территорию

Арт-объект, паблик арт, публичное искусство - вся непростая история присутствия в общественном пространстве произведений искусства, созданных по повелению властителей или в ответ на запрос жителей, отразилась в этом поиске. Язык лихорадочно ищет нужные слова, перебирая «кальки» и заимствования для созданного архитекторами, скульпторами и художниками города, никогда не останавливающегося в своем развитие. Начиная с Античности, искусство отстаивает легитимность своего присутствия в городской среде. От статуй римских императоров до современных инсталляций, творения признанных мастеров или оставшихся неизвестными авторов, отражая мировоззрение своей эпохи, закладывают фундамент для новых форм.

Концепт арт-объекта как образца урбанистического искусства, обращающегося к горожанам, используя язык живописи, стрит арт, мурал, скульптуры, малые архитектурные формы, стал ответом на изменение как функциональной нагрузки городской среды, так и самой ее структуры.

Город и искусство - спор о первородстве

Город и искусство неразрывно связаны. Для того, чтобы город появился, возник из небытия, подчиняясь властной воли правителя, или год за годом строился там, где издавна селились люди, разные виды искусства должны объединиться.

Les-dadas-des-rois-de-France-Louis-XIV-le-jardinier-dans-les-jardins-du-chateau-de-Versailles.jpg

Версаль при Людовике XIV (1793 г)

Архитектура, для которой русский язык создал прекрасное слово «зодчество», монументальная живопись, витраж, скульптура объединяются для создания города. И город становится большим, чем просто площадка для объектов искусства. Он сам как культурная среда защищает творчество в его развитии.

Возникновение города немыслимо вне союза искусств. И, в то же время, город — это то место, где человеческий гений и таланты создают новое, переосмысляя уже существующее культурное наследие, вступая в диалог с традицией.

 5c2482df7976c.jpg

Гравюра "Видъ биржи съ Большой Невы" Санкт-Петербург, середина ХIX в.


Искусство рождается в городе, впитывая в себя его культурное, историческое богатство, и украшает его, наполняя собой. Произведения искусства в городе свидетельствуют о том, что здесь нашла воплощение идея совместной жизни людей, созидательной, основанной на стремлении совместно создавать, а не разрушать.

b57f43110360d725f4c470387e6b5d32.jpg

Киров, Российская Федерация, Музыканты, арт-объект с функцией освещения, 2020 г.

Город вызывает на связь

С момента возникновения первых городов скульптура и архитектурные формы играли структурирующую роль, вступая в диалог с жителями. До момента поворота в развитие искусства в начале ХХ века, когда с появлением абстрактных форм язык живописи и скульптуры перестал был понятен абсолютно каждому, скульптура и архитектурный декор в городе прочитывались с легкостью каждым.

Статуя римского императора в отличие от современной городской скульптуры не вызывала разногласий и споров у зрителей-все видели одно, человека на коне, хотя каждый был волен наделять увиденное смысловой нагрузкой по своему усмотрению, видя во всаднике злодея или героя. Вольности интерпретаций не затрагивали формальной репрезентативности произведений искусства в городе. Готические колонны декорированные животными, причудливо сплетенными между собою обращались ко всем и каждому на понятном языке. Каждый видел зверей, и без труда мог узнать их, независимо от своей собственной трактовки нарративной составляющей.

Стоит отметить, что концепт арт-объекта, размещенного в городском общественном пространстве, появляется в ходе дебатов об урбанизме только когда произошло окончательное разделение на фигуративное и абстрактное искусство.

Конструктивисты 20-х годов ХХ века, впечатленные бурным развитием абстрактной живописи, последовавшим за созданием в 1910 г. Василием Кандинским первого произведения, лишенного фигуративности, мечтали о новой городской скульптуре. Но только в 50-е годы мечтам конструктивистов суждено было сбыться и, с тех пор, современная городская скульптура стала неотъемлемой частью городского пейзажа.

Трагические события ХХ века потребовали нового языка, новых художественно-пространственных решений для городского общественного пространства. Город начинает обращаться к жителям и путешественникам на языке абстрактного искусства. Первая абстрактная скульптура, проект немецкого художника Бернара Хайлигера победивший на конкурсе в Лондоне, не был реализован, но ознаменовал признание абстрактные формы допустимыми в городской среде, открыв путь для всевозможных арт объектов.

Новые всходы на возделанной почве

Арт-объект как городская реалия вырос на возделанной и плодородной почве. Вот почему, опираясь на многовековой опыт существования искусства в городском пространстве, стало возможным так быстро сформулировать основные принципы взаимодействия арт-объекта и урбанистической среды.

Обращение к истории взаимоотношений искусства и городской среды убедительно показывает взаимосвязь социального и художественного в контексте географии пространства. Путешествие по различным эпохам убеждает - идея малых архитектурных форм как арт-объекта существовала задолго до того, как был сформулирован сам концепт.

Так, например, ближайший предшественник современных нам малых архитектурных форм, утилитарно ориентированных арт-объектов, парижский питьевой фонтанчик, был создан еще в то время, когда фигуративное искусство уверенно продолжало сохранять господство в городском пространстве.

Начиная с Античности, принцип Мимезиса - подражание окружающему человека -лежало в основе городской общедоступной скульптуры. Даже когда скульптура начала соединяться с утилитарными формами, обращенными уже больше к телу человека, чем к его разуму и эмоциям, все же скульптурный декор фонтанов, беседок, скамеек прочитывался всеми и это прочтение не допускало многозначности.


Развитие технологий и промышленного производства привело к тому, что города стали украшать произведениями искусства, созданными человеческим гением, но воплощенными уже не руками мастера в одном экземпляре, а машинами на производстве в неограниченном количестве.

2023-11-14_16-09-30.png

Фонтанчик питьевой воды Уоллеса, Париж,1872 г, серийная отливка из чугуна, фабрика Val d‘Osne, был прозван горожанами Бакалейная лавка четырех женщин.

В отличие от скрытого от глаз широкой публики, как и украшенная золотом древнегреческая статуя Афины Парфенос, Фонтанов Лабиринта басен Эзопа в Версале, фонтанчик питьевой воды Уоллеса был посланием, адресованным всем жителям. Выполненный промышленным способом питьевой фонтанчик стал глашатаем новой эстетики и социальных изменений.

Прародитель современных нам арт-объектов утилитарного назначения, парижский фонтанчик Уоллеса, как и статуи Римских императоров, размещаемые по всей подвластной территории, устанавливается во многих самых людных местах французской столицы с тем, чтобы не только служить рупором пропаганды, но и диктовать эстетическую концепцию общего публичного пространства.

«Правнуков» парижского питьевого фонтанчика сегодня можно увидеть по всему миру. Ни у кого нет сомнения в том, что эта малая архитектурная форма с богатой историей относится к арт-объектам. Финансируемые городской администрацией и размещаемые равномерно в городском общедоступном пространстве питьевые фонтаны традиционно сохраняют идеологическую нагрузку, выступая как символ заботы о жителях города.

bf86f7230ad93b4d185d54f4975b604c.jpg

Киров, Российская Федерация, один из 10 питьевых фонтанов, установленных в жилых районах и в парках города и на набережной, 2021 г.

Создавая устойчивое ощущение безопасности общего пространства, питьевые фонтаны созданные по моделям скульпторов и архитекторов, украшают город и трактуют его как место встреч.

С каждым о разном

С каждым годом все больше устанавливается арт-объектов, особенной популярностью пользуются малые архитектурные формы. Прослеживается закономерность: чем арт-объектов становится больше, тем разнообразнее пластические решения.

На примере скульптурного декора Афинского Акрополя заметна взаимосвязь вариативности форм и социальных функций произведения искусства. Обращение к неограниченному количеству зрителей потребовало поиска нового.

Идея наставляющего и воспитывающего общедоступного искусства, идущая от языческой Античности и, затем воспринятая раннехристианской культурой, никогда не выносилась за рамки городского пространства. Украшая себя искусством, город не только стремился найти формы, которые отличали бы от других городов, но и формировал культуру жителей через элементы декоративного убранства, скульптуру.

Обращение к истории взаимоотношений искусства и городской среды убедительно показывает взаимосвязь социального и художественного в контексте географии пространства. Путешествие по различным эпохам убеждает - идея городских арт объектов и малых архитектурных форм как арт объекта существовала задолго до того, как был сформулирован сам концепт.

 Sheet metal 1 copy.jpg