Невозможное возможно
Урбанистическая среда делает возможным невозможное-активное сосуществование и даже взаимопроникновение различных стилей и направлений, диалог идей и концепций разных эпох.
YDF Custom Monoliths, RUBINO
Современный городской житель оказывается вовлеченным в диалог культур, традиций, исторического наследия. Житель, осведомленный турист или просто случайный прохожий, здесь всегда больше, чем просто зритель.
Современное городское пространство привлекает дизайнеров, архитекторов и художников прежде всего возможностью диалога с огромной аудиторией.
Решение о размещение малых архитектурных форм принимает городская администрация и определяющую роль играют не требования к эстетической ценности, а соответствие объекта тому конкретному пространству, где он будет размещен.
Искусство в городе
Современное городское пространство, в отличие от специально оборудованных выставочных площадок, не нейтрально и не свободно.
Санкт-Петербург, Мурино, автор Net streetart , "Мышление краба"
Малые архитектурные формы встречают требования, никогда не предъявляющиеся к произведениям искусства, экспонируемым в специально отведенных пространствах.
От автора проекта требуется понимание того, что решающим фактором выступает не эстетическая ценность, а безопасность, включая антивандальные характеристики, соблюдение рамок выделенного бюджета, и соответствие требованиям урбанистической среды.
Санкт-Петербург, "Трансформатор идей", территория Политехнического Университета им.Петра Великого
Кто решает судьбу арт-объекта в урбанистическом пространстве современного города? Автор, обращающийся к горожанам через символическую форму? Жители, наделяющие арт-объект субъективным символизмом? Или коллективное сознание, принимающее или отвергающее арт-объект?
Арт объект как месседж
Малые архитектурные формы становятся формой диалога между человеком и идеей, нашедшей свое выражение в форме общедоступного арт-объекта. Арт-объект воспринимается как месседж. Вот почему он никогда не нейтрален, и даже может быть выраженно агрессивным по отношению к среде.
Городские жители, сталкиваясь с тем, что малые архитектурные формы для них становятся визуальным и физическим препятствием, источником повседневных проблем, отвечают вандализмом.
Ричард Серра, "T.W.U."
МАФы разделяют судьбу архитектурных сооружений, отношение к ним меняется в зависимости от судьбы идей, социальных процессов. Как и Эйфелева башня, несмотря изначальный шквал критики и полное отторжение, арт-объект в урбанистическом пространстве может стать общепризнанной знаковой достопримечательностью.
Опыт пространства
От чего зависит успешная интеграция арт-объектов в урбанистическое пространство?
Общеизвестно, что наилучшим образом интегрируются в среду те малые архитектурные формы, которые изначально создавались с учетом особенностей конкретного общественного пространства.
Санкт-Петербург, группа МИШМАШ, "Архитектрон"
История Наклонной Арки
Символом несостоявшегося альянса пространства и арт-объекта стала демонтированная и перемещенная Наклонная Арка, установленный в 1981 году на площади Фоли, Нижний Манхеттен.
Ее создатель Ричард Серра видел общественное пространство как сцену для реализации своих творческих замыслов, не придавая важность контексту, как архитектурному, так и практическому.
Яростная полемика, предшествовавшая демонтажу конструкции в 1989 г., стала ярким примером того, насколько ошибочно считать урбанистическую среду нейтральным и свободным пространством, предназначенным для размещения творений художников, архитекторов, дизайнеров.
Ричард Серра, 1981 г., "Наклонная Арка"
Ричард Серра в попытке навязать городу свое произведение отказался учитывать практическую ценность пространства, основной задачей которого было способствовать взаимодействию людей, облегчая его за счет легкости перемещения и контактов.
Размещенный в пространстве, для которого препятствия на пути как движения так и взгляда пешехода шли в разрез с его функциональностью и ролью в урбанистическом целом, объект был демонтирован.
Новая идентичность
Несет ли арт объект символическую нагрузку или приобретает ее в глазах смотрящего?
Видение горожан может наделять арт-объект новой идентичностью, в зависимости от которой тот становится излюбленной достопримечательностью или расценивается как несовместимый с общественным пространством.
«Пермским воротам» уже больше десяти лет. Однако речи о демонтаже не идет, более того, в 2020 году были начаты реставрационные работы.
Пермь, "Пермские ворота"
В случае если арт-объект стал частью городской идентичности, то важную роль в этом сыграл опыт взаимодействия автора с пространством, его наблюдения, понимание архитектурного и социального контекста.
Как восхищение, так и вандализм часто необъяснимы и для самих горожан. Нередко арт-объект становится большим чем произведение искусства или архитектурная форма, входит в личное пространство.
Санкт-Петербург, "Ангел", Измайловский сад
Некоторые малые архитектурные формы не только приобретают известность, но и становятся частью городской мифологии. К ним начинают приносить одежду, еду, очеловечивая их. В Санкт-Петербурге популярность среди горожан превратила некоторые арт-объекты, в символ Другого, требующего заботы, любви и бережного отношения.
Известны случаи, когда малые архитектурные формы подвергаясь систематическому и яростному вандализму, получают негативные неофициальные названия.
Арт-объект, установленный в станице Северской Краснодарского края с помощью СМИ получил известность как «ан*льная пробка», был демонтирован администрацией, и установлен вновь после доработки.
Судьба арт-объекта
Что становится определяющим для судьбы арт-объекта, его эстетические характеристики, совместимость с окружающей средой? Или же все дело в послание, улавливаемом зрителями?
Формальный диалог с архитектурным и социальным контекстом пространства справедливо расценивается жителями как пренебрежение. Установленный арт-объект наделяется смыслами не только автором и городской администрацией, могущей использовать его как обращение к жителям, месседж, но и всеми видящими его. И именно видение жителей может решить судьбу объекта.
В Челябинске после споров и серии экспертиз по просьбе горожан был демонтирован арт-объект «Киты», установленных на набережной реки Миасс.
В диалоге с каждым
При проектирование малых архитектурных форм, будь то декоративные элементы, урбанистическая мебель или арт-объекты, во главу угла ставятся требования к безопасности, как самих объектов, так и человека.
Важная особенность малых архитектурных форм -общедоступность.
Краснодар, "Точка"
Любой горожанин, независимо от уровня дохода, социального статуса, может не только осматривать, но и использовать по своему усмотрению арт-объекты, расположенные в общественном пространстве. Такая свобода доходит подчас до вандализма. Этот момент определяет требования к материалам, что важно учитывать при проектировании.
Еще одной отличительной чертой арт-объектов в урбанистической среде является их интеграция в повседневную жизнь жителей. Нередко малые архитектурные формы обрастают мифами, историями, или входят в личную историю жителей, становясь для конкретного человека символом.
Автор статьи: художница и переводчица Шавыкина Е.С.
Городские арт-объекты
Мы хотели бы еще немного времени уделить важности качественной проработки дизайна для уличных арт-объектов. В нашем каталоге есть примеры, которые мы можем для вас изготовить на собственном производстве. Также у нас есть возможность работать по вашему техническому заданию или "с нуля" разработать дизайн по вашим пожеланиям.